Патопсихологическая диагностика и психотерапия
Образовательная программа ЮФУ «Патопсихологическая диагностика и психотерапия » ориентирована на подготовку клинических психологов
  • 5,6 лет


    очная форма обучения

  • 20


    бюджетных мест

  • 5


    коммерческих мест

  • русский


    язык обучения

  • Профессия клинического психолога относится к одной из самых востребованных и перспективных на рынке труда. Специальность клинического психолога дает большие перспективы в областях психологического консультирования, психотерапии и психотерапевтической помощи различным категориям населения, работы в учреждениях здравоохранения, психологической экспертизы в практике юриспруденции и криминалистики.
  • Данная специальность востребована при отборе кадров и профилактике профессионального выгорания у представителей разных профессий, реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказании экстренной помощи населению при ЧС. Например, если обратиться к статистике инсультов в России, по данным ВОЗ, количество случаев достигает порядка 400 000 в год. Своевременность и эффективность осуществляемой помощи и реабилитации обеспечивают возможность (частичного) восстановления здоровья.

  • Особо важную роль в этом процессе играет клинический психолог (нейропсихолог), занимающийся восстановлением утраченных высших психических функций вместе с другими специалистами мультидисциплинарных бригад.
  • Недостаток квалифицированных специалистов сказывается на высоком уровне инвалидизации пациентов, перенесших инсульт и не получивших своевременной адекватной помощи.
  • В последние годы отмечается общая тенденция к задержке нервно-психического развития детей. Оказание адекватной помощи (диагностики, коррекции) – задача клинического психолога, специализирующегося в области детской нейропсихологии. От правильности его действий зависит здоровье будущих поколений.
  • Участие клинического психолога в патопсихологической диагностике, экспертизе и реабилитации является обязательным. Клинический психолог призван оказывать помощь не только пациентам, страдающим психическими заболеваниями, но также их родственникам, испытывающим не меньшие нагрузки на психическую сферу ввиду болезни близкого человека и ее последствий.
  • Нехватка специалистов сказывается на низком уровне жизни этих людей. Следует отметить, что квалифицированные специалисты в области клинической психологии необходимы также в работе по созданию и реализации специализированных региональных целевых антинаркотических программ, действующих в ЮФО и Северо-Кавказском округе в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 594 от 26 июня 1995 г.
  • Таким образом, подготовка специалистов по направлению «Клиническая психология» является одним из перспективных направлений развития нашего государства, способствует повышению уровня жизни его граждан и является неотъемлемым показателем цивилизованного общества.
  • Необходимость подготовки клинических психологов в столице Юга России обусловлена тем, что наш край является центром образования и здравоохранения не только для Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья, но также для республик (Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Калмыкии, Крыма, Дагестана, Ингушетии).
  • Сохранение традиций преподавания клинико-психологических дисциплин в Южном федеральном университете, подготовка многих поколений специалистов позволят улучшить условия жизни людей, проживающих в перечисленных регионах.

Почему стоит выбрать нас?

  • На территории РФ более десятка вузов осуществляют подготовку по данной специальности, что еще раз говорит о ее востребованности как среди населения, так и среди работодателей. Согласно рейтингу лучших вузов России за 2017 год, только в трех образовательных учреждениях, вошедших в первую десятку, проводится обучение по данной специальности – это МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, ТГУ. ООП по Клинической психологии перечисленных вузов опираются на такие нормативные документы, как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ); Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 – Клиническая психология (специалитет), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 12 сентября 2016 г. №1181; Нормативные акты и нормативно-правовые документы Минобрнауки и Минздрава России.
    01
  • Образовательная программа «Патопсихологическая диагностика и психотерапия» ЮФУ способна конкурировать с программами МГУ, СПбГУ и других вузов, о чем свидетельствует количество подаваемых ежегодно заявлений в ходе приемной компании ЮФУ на данное направление подготовки абитуриентами. Что касается конкурентоспособности данной ООП с образовательными программами по клинической психологии и психологии, которые предлагают ведущие университеты Европы, Азии, Канады и США, например, Колледж Дуглас (Канада), Университет Буффало (США), Университет Цинхуа (Китай), то и здесь данную программу можно будет считать успешной, т.к. она не будет уступать по содержанию теоретического и практического блоков. Уже сегодня по специальности «Клиническая психология» обучаются студенты из Китая, Африки, Латинской Америки и Свазиленда, что свидетельствует о заинтересованности иностранными гражданами ООП «Клиническая психология», реализуемой на базе ЮФУ.
    02
  • Отличительные характеристики программы заключаются в том, что ООП специалитета 37.05.01 «Клиническая психология» разработана на основе уникального внутреннего стандарта Высшего образования ЮФУ. Результаты освоения программы в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций расширены. Выпускники данной программы будут обладать уникальными компетенциями, охватывающими все сферы профессиональной деятельности. Образовательная программа включает модуль проектной деятельности и модуль университетской академической мобильности. Кроме того, программа создана в соответствии с потребностями регионального рынка труда в кадрах соответствующего профиля, включает характеристики профессиональной деятельности специалистов. Данная ООП также ориентирована на психологическое сопровождение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, что особенно актуально в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире.
    03
  • Несомненным достоинством образовательной программы «Клиническая психология» является ее междисциплинарный характер. Учебный план содержит достаточное количество медицинских, биологических, социо-гуманитарных дисциплин, что обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. Клинический психолог – специалист, способный осуществлять образовательную и практическую деятельность в различных учреждениях: дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования; учреждениях здравоохранения, структурах МЧС. Это специалист, способный осуществлять диагностическую, экспертную, реабилитационную, консультативную и психо-коррекционную деятельность, в связи с чем востребованность клинических психологов на рынке труда высока. На сегодняшний день заработная плата клинического психолога в Москве составляет 60-80 тысяч рублей в месяц. В региональных бюджетных организациях она в 3-4 раза меньше, однако недостаточное количество или отсутствие частных центров, предоставляющих услуги клинических психологов, открывает для выпускников данной программы возможность заниматься частной практикой.
    04
Набор дисциплин
  • Базовые дисциплины

    • Модуль «История психологии»
    • Модуль «Общая психология»
    • Социальная психология
    • Психология личности
    • Модуль «Психодиагностика»
    • Модуль «Математические методы в психологии»
    • Модуль «Возрастная психология и психология развития»
    • Модуль «Педагогика. Педагогическая психология. Методика преподавания психологии»
    • Модуль «Клиническая психология»
    • Модуль «Психологическое консультирование»
    • Модуль «Психология труда и организационная психология»
    • Модуль «Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация»
    • Анатомия и физиология центральной нервной системы
  • Профильные дисциплины

    • Модуль «Нейро-научные основы психической деятельности» (Нейрофизиология, Нейропсихология)
    • Модуль «Психиатрия»
    • Модуль «Клиническая психология»
    • Модуль «Основы психогенетики и дифференциальная психология»
    • Модуль «Клинико-психологические аспекты развития личности» (специальная психология, Практикум по психосоматике)
    • Модуль «Современные психотерапевтические технологии» (Эволюция психотерапии, Интегративная психотерапия)
    • Модуль «Психологическое консультирование»
    • Модуль «Психофармакология и основы наркологии»
    • Модуль «Психология труда и организационная психология»
    • Модуль Клинико-психологическое сопровождение детского возраста» (Диагностика и коррекция в детском возрасте, Детская нейропсихология и патопсихология)
    • Модуль «Психологическая экспертиза» (Психология отклоняющегося поведения и судебно-психологическая экспертиза, Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе)
    • Модуль «Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация»
    • Модуль «Междисциплинарные основы клинико-психологической экспертизы» (Визуальная диагностика и проективные методы в клинической практике, Применение полиграфа в клинической практике, Коммуникативная компетентность клинического психолога)
    • Модуль «Психотерапевтические технологии» (НЛП, Психоанализ)
    • Модуль «Психотерапевтическая супервизия в КПТ
    • Модуль «Теоретико-прикладные аспекты клинической психологии» (Междисциплинарный подход к исследованиям мозга к исследованиям мозга, Психопатология неврозов и патопсихология личности)
    • Модуль ««Патопсихология и психофизиология творчества»
    • Модуль «Современные методы оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами»
Проходные баллы
  • 228
    Минимальный проходной балл на бюджетные места в 2024 году
  • 160
    Минимальный проходной балл на коммерческие места в 2024 году
  • В программу обучения по специальности включены модули проектной деятельности, которые дают возможность уже с первого курса планировать и проводить научные исследования в коллективе, представлять эти результаты на региональных, всероссийских, международных конференциях и форумах, публиковать свои научные исследования.
  • Особое внимание следует уделить блоку супервизий: старшекурсники начинают вести практическую деятельность в разных направлениях, получая обратную связь и помощь от наставников из числа высококвалифицированных преподавателей и практикующих в сфере медицинской психологии ведущих специалистов региона.
  • Участие в проектно-образовательных интенсивах, например, в рамках программ университета 20.35, которые дают возможность работать над междисциплинарными проектами (образовательными, IT-технологии, научными и т.д.) в команде с представителями других структурных подразделений и научных сообществ.
  • Участие в Ярмарке вакансий и Днях карьеры ЮФУ, что дает возможность живого общения с потенциальными работодателями и возможность дальнейшего трудоустройства.
  • В рамках образовательного процесса – общение с пациентами, разборы клинических случаев, общение с ведущими специалистами партнерских организаций.
  • Возможность зарубежных стажировок.
  • Студенты, обучающиеся по данной программе, могут принимать участие в конкурсах научных исследований (как в российских, так и зарубежных), в программах поддержки молодых ученых (региональных или всероссийских), за научную или общественную активность стать лауреатами стипендий Президента РФ, Правительства РО, Оксфордского Российского фонда, банка Центр-Инвест, именных стипендий.
Карьера и практика
Где вы сможете работать после окончания?
  • Особенности карьерного роста выпускника по данному направлению зависят от выбранной им траектории профессиональной деятельности. Возможна профессиональная траектория:
    • работа в клинике,
    • реабилитационном центре,
    • бюро медико-социальной экспертизы,
    • школе,
    • на предприятии,
    • частная практика и т.д.
    Ее реализация достигается путем накопления профессионального опыта, повышений квалификации. В будущем это может помочь клиническому психологу стать руководителем специализированного центра. Научная траектория предполагает приобретение научной степени, участие в научно-исследовательских проектах, которые могут дать возможность, например, разработать авторскую реабилитационную методику, запатентовать свою разработку.
  • Практика
    • Детский центр нейропедагогики «Волшебные дети»
    • Психологические центры
    • Центр абилитационного развития «Дети плюс»
    • Центры помощи особым детям
    • Ресурсный центр инклюзивных практик «Содействие»
    • Аксайский филиал ГБУ РО ПНД психоневрологический диспансер
Партнеры программы и работодатели
Остались вопросы?
Напишите нам и руководитель программы свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Close
Возникли вопросы? Напишите нам!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Где проходит обучение?
г. Ростов-на-Дону, просп. Михаила Нагибина 13
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с условиями обработки cookie-файлов и пользовательских данных с помощью Яндекс.Метрика, необходимых для аналитики и улучшения качества работы сайта и сервиса. Запретить эти действия можно в настройках браузера.
Согласен
Поступление
  • Бакалавриат, специалитет
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Правила приема
Подпишитесь на наши новости
© 2025 Южный федеральный университет